Коалиция оппозиционеров «Другая Россия» терпит крушение. В минувшие выходные несостоявшиеся Марши несогласных в Рязани и Ростове-на-Дону доказали, что ДР, так и не ставшая политической силой, лопнула как мыльный пузырь. Тем не менее экс-премьер Михаил Касьянов опять встает на путь партстроительства, мечтая к осени создать новое объединение на основе Российского НДС и выявить единого кандидата от оппозиции.
Лидер Российского народно-демократического союза Михаил Касьянов объявил о том, что в нынешнем виде и составе «Другая Россия» больше не нужна – политическая коалиция оппозиционеров, по его словам, выполнила свою миссию.
В заявлении экс-премьера, опубликованном на сайте РНДС, сказано, что ДР оказалась не готова к осеннему этапу политической борьбы, а именно – лидерам «Другой России» не удалось «достигнуть консенсуса» по вопросу о выдвижении единого кандидата.
Таких «единых» кандидатов в президенты от оппозиции насчитывается уже немало: экс-председатель Госбанка Виктор Геращенко, советский диссидент Владимир Буковский, один из «боевых» активистов ДР Сергей Гуляев и, конечно же, сам Михаил Касьянов.
С момента создания коалиции «Другая Россия» прошел целый год, а договориться «несогласным» так и не удалось. Однако Касьянов считает, что эти 12 месяцев не оказались бесплодными. «Граждане увидели, что представители самых разных политических сил, придерживающихся различных взглядов на будущее нашей страны, могут объединяться», – отмечает экс-премьер.
После канувшего в Лету Комитета-2008, после «Другой России» Касьянов решил еще раз продемонстрировать легендарные способности оппозиции к объединению. Как сообщили в пресс-службе экс-премьера, во вторник, 3 июля, в Нижнем Новгороде состоится заседание оргкомитета по созданию новой партии на основе Российского народно-демократического союза.
«Мы в ближайшее время приступим к исполнению требования многих членов РНДС, которые говорили о необходимости создания политической партии», – отметил экс-премьер перед отъездом в Нижний. Ожидается, что по итогам заседания будет объявлено о создании новой партии, название которой пока держится в секрете.
По словам Касьянова, теперь «перед оппозиционными политическими силами стоит задача достижения нового консенсуса». «РНДС призывает все ответственные политические силы в короткий срок определиться со своим кандидатом с тем, чтобы не позднее конца сентября мы все вместе с непосредственным участием представителей гражданского общества смогли определить единого кандидата от оппозиционных сил», – говорится в заявлении Касьянова.
Также лидер РНДС предположил, что, если бы демократические силы сумели консолидироваться, у них был бы шанс «проломить неконституционную ситуацию». По его мнению, объединившись, демократические силы набрали бы на парламентских выборах не менее 25%.
Однако о силе консолидированных вокруг «Другой России» оппозиционеров можно судить по последним попыткам организации «несогласных» маршей. Несмотря на «тайм-аут до осени», объявленный Гарри Каспаровым, и заявления Михаила Касьянова о «девальвации марша», «несогласные» Ростова и Рязани все же вышли в минувшие выходные с очередными маршами, по всем показателям провальными.
Сторонники оппозиции в Рязани, несмотря на запрет властей, все же решили рискнуть и провести акцию.
Там вместо обещанных 300–500 человек на весь город оказалось всего 6 несогласных лимоновцев. В Ростове о марше заявили заранее, но «несогласное» мероприятие так и не состоялось.
При этом главной движущей силой Маршей несогласных оказались отнюдь не демократы, а леворадикальные активисты из НБП Эдуарда Лимонова и Авангарда красной молодежи.
Объяснить нескладушки в стане «несогласных» решили социологи. Фонд «Общественное мнение», опросив россиян, выяснил, что Марши несогласных, сопровождавшиеся зачастую уличными беспорядками, привели к тому, что общество воспринимает представителей этой организации скорее как обычных хулиганов, а не политиков. При этом большинство граждан России все же считает необходимым существование в стране политической оппозиции действующей власти. Но только 1% из них готов признать такой оппозицией «Другую Россию».