Конкуренция на рынке космического туризма нарастает. Вслед за компанией Virgin Galaсtic, о планах по созданию «туристического космолета» сообщил европейский аэрокосмический гигант EADS. Подразделение компании под названием Astrium заявило о намерении построить ракетоплан, который сможет брать на борт пассажиров, желающих прокатиться на суборбитальных высотах - более 100 километров над Землей.
Компания Astrium занимается строительством ракеты-носителя Ariane, при помощи которой в космос выводятся коммерческие спутники. «Astrium, безусловно, крупнейшая космическая компания в Европе, таким образом, мы весьма компетентны в том, что касается космических полетов. Мы полагаем, что наша концепция чрезвычайно безопасна, чрезвычайно удобна и эффективна в плане затрат», – заявил главный в минувший четверг администратор EADS Astrium Франсуа Ок.
К реализации проекта «в металле» компания намерена приступить в самом начале 2008 года. По плану EADS, за 8 лет работы программ (к 2020 году) в космосе должны побывать порядка 15 тыс. туристов.
Цена мечты детства
Свою концепцию компания обнародовала на специальном показе для VIP-персон в пригороде Парижа в преддверии авиасалона в Ле Бурже (Salon International de l'Aéronautique et de l'Espace Le Bourget), который открывается 18 июня. Вместе с 3D-презентацией компания также показала полноразмерный макет интерьера космоплана, разработанный звездой мирового дизайна – британцем Марком Ньюсоном.
Особенно он гордится креслами (названными им «высокотехнологическими гамаками») и иллюминаторами. Они задуманы на 30% большие, чем иллюминаторы в обычном самолете. Причем их будет 15 штук – всего на четверых пассажиров.
«Туристы смогут плавать внутри кабины и любоваться открывающимися видами – космоса, звезд, Луны и Земли, – говорит Ньюсон. – Это будет удивительно. Находясь за пределами атмосферы, вы будете видеть Землю как сферический объект на бархатно-черном фоне. Миллионы людей с детства мечтают об этом». Искателям космической романтики билет на космоплан обойдется в 200 тыс. евро.
А стоимость всего проекта оценивается в 1 млрд евро. «Мы изучали другие разработки в этой области и пришли к выводу, что не стоит использовать простые аппараты одноразового использования, не стоит использовать и концепцию, предложенную Ричардом Бренсоном из Virgin, когда подъем корабля на первых этапах осуществляется за счет грузового самолета, так как эта концепция нам не показалась безопасной», – говорит технический директор EADS Astrium Роберт Лейн. Напомним, что Бренсон намерен предложить частный суборбитальный корабль SpaceShip Two к 2009 году и брать за полет по 200 тыс. долларов с пассажира.
На вопросы журналистов о том, не боится ли EADS войти на рынок полетов позже конкурентов, в концерне заявили, что не видят в этом опасности, так как в случае с европейской разработкой пассажиры получат хоть и более дорогой полет (в эквиваленте около 265 тыс. долларов), однако, во-первых, он будет более безопасным, во-вторых, аппарат сможет самостоятельно взлететь практически из любого аэропорта, а не лишь с подготовленной площадки, наконец, в-третьих, пассажирами могут быть практически любые люди, способные переносить полеты на обычных самолетах и небольшие перегрузки.
Кстати, о перегрузках: они будут не такими уж маленькими – до 4,5g на конечном участке траектории. Для сравнения – пилоты современных истребителей натренированны переносить перегрузки до 8g – это теоретический предел физиологической выносливости человека.
Космический бизнес-джет
Сам корабль, названный SpaceJet, представляет собой воздушно-космический самолет (ВКС) с комбинированной силовой установкой, состоящей из комбинации турбореактивных и ракетных двигателей.
По компоновке корабль EADS будет напоминать административный лайнер (бизнес-джет) типа Beechcraft 2000 Starship, то есть конструкторы приняли для будущего челнока аэродинамическую схему «утка» с передним расположением горизонтального оперения. Такая схема не часто применяется в гражданской авиации.
Схема полета будет выглядеть следующим образом: взлетев из обычного аэропорта с помощью турбореактивных двигателей, ВКС с туристами на борту поднимется на высоту 12 километров как обычный пассажирский лайнер. Затем по команде пилота включатся ракетные двигатели. Примерно за 80 секунд их работы SpaceJet, поднимаясь вертикально, подобно ракете, достигнет высоты 60 километров. После остановки двигателей инерция машины будет такова, что она поднимется на высоту 100 километров – за официальную границу атмосферы. Здесь пассажиры космоплана смогут отстегнуть ремни и свободно поплавать по салону. Время невесомости в таком прыжке составит от трех до пяти минут. Затем под действием гравитации самолет начнет снижаться. В верхней точке траектории пилот сможет корректировать траекторию снижения с помощью установленных в носу корабля подруливающих двигателей (аналогичная система применяется на шаттлах). Как только ВКС окажется в плотных слоях атмосферы, в действие вступят реактивные двигатели. Посадка SpaceJet осуществляется по-самолетному на аэродром вылета, хотя теоретически аэродром посадки может находиться и в нескольких тысячах километров от точки старта.
В последние годы множество компаний обратились к теме суборбитальных и даже орбитальных полетов. На самых разных стадиях реализации существует несколько проектов частных космических пилотируемых аппаратов. Вот только некоторые: SpaceShipTwo, Dream Chaser, Rocketplane XP, Explorer, New Shepard, Silver Dart и Canadian Arrow.
Однако у компании EADS Astrium, вроде бы так поздно обратившей свой взор на перспективный рынок космического туризма, есть определенное преимущество – колоссальный опыт в постройке авиационной и космической техники.
Как говорится в официальном заявлении EADS Astrium, разработка нового аппарата, способного летать между авиационной (20 километров) и спутниковой (200 километров) высотами, станет важным шагом на пути к появлению скоростного транспорта или освоению быстрого выхода в космос.
|