Первое пленарное заседание Петербургского экономического форума было посвящено перспективам российской экономики до 2020 года. Страна войдет в пятерку самых сильных и богатых в мире, 50% населения станут средним классом, сырьевая зависимость экономики сократится, а пенсионную систему государство поддержит, не скупились на обещания чиновники. Ведущие экономисты мира согласны - ВВП России в среднесрочной перспективе ждет многократный рост.
В субботу Международный экономический форум открыли для всех участников – торжественно и официально. Оргкомитет представлял министр экономического развития Герман Греф, принимающую сторону – губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Пригласили также председателя Совета Федерации Сергея Миронова.
Пока они не приехали, гостей и участников развлекали мажоретки. Их построили у входа в зону, доступную не всем участникам, а только тем, у кого на беджах красные полоски. Но смотреть на них могли все.
Многие так и делали, потому что вовремя открыть МЭФ не смогли. Церемония, должна была начаться в 9.30. В 9.50 гости еще рассаживались. Из-за чего все задерживалось, не совсем понятно – Валентина Матвиенко и представители МЭРТ Герман Греф и Кирилл Андросов уже были на месте. Там же ходили Вагит Алекперов, Анатолий Чубайс, Олег Вьюгин и Рубен Варданян.
Начавшись, церемония открытия прошла на удивление быстро. Сначала в зале погас свет, потом на сцену вышел юношеский хор, и сразу один за другим выступили с приветственным словом Герман Греф и Валентина Матвиенко. Глава МЭРТ пожелал всем «успешной работы, ярких ощущений, встреч и деловых контактов, а также плодотворного отдыха», а губернатор рассказала о преимуществах для Санкт-Петербурга от проведения форума – иностранные инвестиции за 2006 год составили 5 млрд долларов.
Потом сразу началось пленарное заседание «Россия – сценарий 2020». Герман Греф со сцены не уходил, потому что был ведущим. Все было очень по-современному – вынесли стулья для каждого докладчика, они расселись под торжественную музыку и по одному выходили к трибуне. В соответствии с темой заседания каждый, кроме Джеймса Вулфенсона, говорил о будущем России.
Первым был заместитель председателя правительства Сергей Иванов. Герман Греф постарался вкратце, но емко представить его тем участникам, кто ничего не знает о первом вице-премьере. «Мы все знаем как Сергею Иванову удается справляться с многочисленными обязанностями. Это магическая сила фамилии. В России, как известно, все держится на Ивановых», – объяснил глава МЭРТ. Господин Иванов, в отличие от последующих выступающих, никак не отреагировал на оригинальное приветствие коллеги. «Вопрос о сценарии развития до 2020 года говорит о кардинальных переменах, произошедших в стране. Сейчас мы с уверенностью можем смотреть в будущее», – сразу начал первый вице-премьер.
Сергей Иванов фактически пообещал, что к 2020 году российская экономика войдет в пятерку ведущих экономик мира. Этому будет способствовать рост по всем направлениям. Например, только рынок информационных технологий вырастет в два раза. 50% населения превратятся в средний класс. «Сравнимый со средним классом по меркам развитых стран», – подчеркнул Сергей Иванов. Столько же, 50%, обязательно будут иметь высшее образование.
Первый вице-премьер прямо сказал, что это будет непросто. Но у России, по его словам, есть свои преимущества для достижения поставленных задач. «Мы можем рассчитывать на человеческий капитал. В России у людей есть способность осваивать все прогрессивное», – объяснил господин Иванов.
Тут тоже есть свои трудности, которые, в частности, приводят к низкой мобильности рынка труда, и это мешает в полной мере пользоваться человеческим капиталом.
Кроме людей в качестве преимущества есть природные богатства. Хотя в этом случае приходится что-то делать с зависимостью от экспорта энергоресурсов. Пока эта зависимость не вредит: благодаря большим доходам от нефти и газа удалось добиться высоких показателей макроэкономической стабильности – накопить резервы и сохранить профицит бюджета.
Сергей Иванов не только хвалил, но и ругал. Первый вице-премьер признал существование неравных условий конкуренции в некоторых секторах экономики и коррупции чиновников. Следующим выступал Джеймс Вулфенсон, экс-президент Всемирного банка. Он говорил о том, каких хороших результатов удалось добиться российской экономике за последние десять с лишним лет и о перспективном будущем. Но примеры использовал, в основном, старые. «В 1990-х годах мы думали о русских как странных существах. Сейчас ситуация изменилась. За 11 лет удалось сделать многое. Это короткий срок для таких результатов», – откровенничал Джеймс Вулфенсон.По его прогнозу, экономики России и развивающихся стран к 2050 году вырастут в 20 раз. Директор института экономики переходного периода Егор Гайдар держался свободнее других докладчиков. У него тоже была тема перспектив, но с точки зрения рисков. Начиная выступление, господин Гайдар похвалил министра финансов Алексея Кудрина. «Если экономический рост на протяжении последних 9 лет составляет 7%, значит, определенные уроки из прошлого были выучены», – сказал он.
Потом Егор Гайдар тоже говорил о нефтяной зависимости, о том, что большая часть бюджета зависит от такой нестабильной вещи, как конъюнктура сырьевых рынков. В этих условиях нужно сдерживать рост расходных обязательств, которые «потом может быть политически трудно отменить».
Еще одна проблема, по словам Егора Гайдара, – демографическая ситуация, а из нее вытекает другая – проблема пенсионных денег. «Привычное соотношение зарплат и пенсий в России – 30%. Если ничего не делать, оно упадет в два раза. Тогда придется растить налоги. Вся проблема стоит 4% ВВП», – предупредил экономист. По его словам, проблема разрешима. Нужно просто довести объем Стабфонда до 70% ВВП, тогда пенсионная система будет устойчивой. Сейчас этот показатель составляет 10%.
Алексей Кудрин сразу поддержал идею Егора Гайдара. «Эти риски можно компенсировать, используя свои преимущества. Доходы от нефти надо сберечь, а прибыль от размещения этих доходов пустить на обеспечение стабильности пенсионной системы», – сказал министр финансов.
Господин Кудрин установил очередную планку по росту инфляции. «В следующем десятилетии – не больше 3% в год. И государство сможет это обеспечить», – заявил он.
Несмотря на то что Алексей Кудрин фактически пообещал справиться с основной макроэкономической проблемой, старший вице-президент Economist Group Дэвид Торнели посоветовал устроить ему темную. «Отведите его в самую темную комнату в Кремле и вбейте ему в голову, что на образование и здравоохранение нужно тратить больше денег», – посоветовал господин Торнели.
Начиная с Алексея Кудрина, докладчики уже не выходили на трибуну и отвечали со своих мест – экономили время.Андрей Костин, Владимир Евтушенков, Джон Липски из МВФ и дирижер Валерий Гергиев постарались как можно короче высказать свои переживания и мысли. Как и остальные, они говорили о том, что перспективы для роста безусловно есть. Но государству нужно их поддерживать.
Совладелец АФК «Система» Владимир Евтушенков пожелал подробных ориентиров для бизнесменов, а президент ВТБ Андрей Костин практически сказал, что господдержка станет для него крахом. «Правительство не допустит падения акций ВТБ, но если это произойдет, мне уже можно будет не ждать звонка по кремлевской линии – ее отключат», – бодро спрогнозировал господин Костин.