Один из старейших боевых кораблей ВМФ США авианосец USS CV-63 Kitty Hawk отправился в свой последний поход перед окончательным списанием. Морская карьера корабля богата событиям – в 1984 году во время учений он протаранил советскую субмарину, а через 16 лет после этого, как бы в отместку за тот инцидент, подвергся «атаке» российского истребителя.
Авианосец Kitty Hawk («Китти Хок») в сопровождении кораблей и подводных лодок поддержки вышел из порта своей постоянной приписки на военно-морской базе США в Йокосуке (Япония).
Авианосная группировка проведет ряд маневров в западной и центральной части Тихого океана, а затем направится к берегам США. По американской флотской традиции в последней раз с главной катапульты корабля в воздух поднимутся… ботинки капитана авианосца, кэптейна (у нас соответствует капитану первого ранга) Тодда Зикчина.
Самый крупный в мире «парусник»
Kitty Hawk – второй в ВМФ США корабль с таким названием, получил свое имя в честь небольшого городка в Северной Каролине, возле которого в 1903 году братья Райт впервые подняли в воздух свой самолет.
Спущенный на воду в 1961 году на Филадельфийской судоверфи, он стал первым в серии из трех однотипных кораблей (Constellation и America) – и вот теперь последним уходит на покой.
В 2008 году его заменит на боевом дежурстве новый атомный авианосец USS CVN-73 George Washington. Факт будущего базирования атомного корабля в японских водах уже вызывает резкие протесты местных зеленых активистов.
Любопытно, что авианосцы серии Kitty Hawk стали первыми в мире крупными кораблями, практически не имевшими артиллерии. Сегодня, если не считать находящихся на консервации американских линкоров, Kitty Hawk остается крупнейшим боевым кораблем мира с неатомной силовой установкой. Вероятно, этот корабль был и крупнейшим в мире «парусником» – настоявшие паруса были установлены на корабле в день его 17-летия.
Официально Kitty Hawk участвовал в 17 боевых миссиях, оказывая воздушную поддержку операциям во Вьетнаме и Сомали, участвуя в войне в Персидском заливе и в воздушных налетах на Ирак. Это был один из последних американских неатомных авианосцев, принимавших участие в боевых действиях.
Случай с «Ершом»
Учитывая, что район базирования авианосца находился недалеко от советских (российских) территориальных вод, встречи с советскими кораблями и самолетами были для Kitty Hawk неизбежными.
В 1984 году во время учений Team Spirit Kitty Hawk столкнулся с советской атомной противолодочной ПЛ К-314 (проект 671 «Ерш»). Советская АПЛ осуществляла слежение за авианосцем и кораблями его эскорта. В течение нескольких дней (по сообщениям американской прессы) корабли эскорта неоднократно обнаруживали К-314 и после пятнадцатикратной имитации ее уничтожения намеренно оторвались от подводной лодки. Для этого авианосец зашел в территориальные воды Южной Кореи.
К-314 оставалась вне территориальных вод и, потеряв контакт с авианосцем, вела его поиск. Глубина поиска была выбрана неверно, без учета условий гидрологии моря, позволявших вести оптимальный поиск надводных кораблей с глубины 40 м. При этой глубине авианосец был бы уверенно обнаружен на дистанции более 150 км.
Но начало движения авианосца Kitty Hawk подводная лодка К-314, находившаяся на глубине 9 м, зафиксировать не сумела. Корабль резко изменил курс, и 21 марта в 23 часа 03 минуты К-314 попала под таранный удар авианосца. Kitty Hawk ударил подводную лодку в кормовую часть с правого борта и получил небольшую подводную пробоину в районе самолетного бензобака с правого борта.
Авианосец продолжал следовать по курсу, а поврежденная субмарина была вынуждена экстренно всплыть. Лодка получила в результате скользящего удара легкие повреждения рубки и легкого корпуса, на ней был смят правый горизонтальный стабилизатор, заклинен правый гребной вал и разбита мортира гребного вала с гребным винтом. Лодка потеряла ход и беспомощно дрейфовала на поверхности.
Через несколько часов к ней на помощь прибыл большой противолодочный корабль «Петропавловск», и позже лодка была отбуксирована спасательным судном во Владивосток для ремонта. Это событие вызвало резко негативный резонанс в американской печати. Специализирующиеся на военно-морской тематике журналисты отметили слабость охранения авианосных ударных групп, что позволяло лодкам «потенциального противника» всплывать непосредственно под килем авианосцев.
Дважды «потопленный»
Возможно, в «отместку» за этот инцидент однажды Kitty Hawk подвергся почти настоящей атаке российского истребителя. Дело было в 2000 году во время совместных американо-японских маневров. К участию в них привлекалось около трех десятков кораблей ВМС Японии и 7-го флота США во главе с авианосцем.
Российские самолеты несколько раз скрытно приблизились к кораблю и сфотографировали его. Американцы не успели поднять палубную авиацию или своевременно предпринять иные контрмеры. На военном языке это означает «условное уничтожение противника».
Тихоокеанцы совместно с командованием Дальневосточной армии ВВС и ПВО разработали детальный план условного уничтожения авианосца. Для того чтобы ограничить американцам возможности контрманевра, было решено «атаковать» Kitty Hawk во время его дозаправки танкерами в море.
17 октября и 9 ноября наши летчики сумели дважды беспрепятственно произвести условное бомбометание по авианосцу. Происходило это примерно так. Самолет-разведчик Ил-38 барражировал на значительном удалении от авианосца, не привлекая к себе внимания средств ПВО. При этом его экипаж фиксировал момент начала заправки и передавал сведения в штаб операции.
К Kitty Hawk на максимальной скорости приближалась пара бомбардировщиков Су-24МР под прикрытием двух истребителей Су-27. При появлении наших самолетов на палубе авианосца возникла паника, что зафиксировала фотоаппаратура. Американские моряки спешно перерубили мощные рукава шлангов, по которым шла заправка корабля топливом, чтобы дать возможность подняться в воздух своей авиации. Но время было упущено. Даже американская пресса тогда признала: в реальных условиях это означало бы 100-процентную гибель корабля.
|