Организация коммерческих полетов в космос – это полноценный рентабельный бизнес, утверждает совладелец компании Space Adventures Сергей Костенко. Организацией полетов элиты бизнеса на МКС сейчас занимаются 20 человек – 15 в Америке и 5 в Москве. О том, как сделать космический туризм массовым, и о неудачных попытках российских предпринимателей выйти на орбиту Сергей Костенко рассказал газете ВЗГЛЯД. Бизнес совладельца компании Spaсe Adventures Сергея Костенко зародился в бассейне Центра подготовки космонавтов. Там экс-сотруднику ВНИИнефтемаш пришла в голову идея отправлять людей в невесомость за деньги. Сейчас российско-американское СП Space Adventures посылает в космос тех, кто готов заплатить за это 25 млн долларов. Следующим космическим туристом станет очередной бизнесмен-американец. Предприниматели из России проходили медицинские комиссии, получали допуск до специальных тренировок, но никто не пошел до конца. Через четыре года Сергей Костенко надеется построить корабль для суборбитальных полетов и сделать космический туризм настолько массовым, насколько это возможно. В будущем предприниматель обещает подумать о размещении акций компании на бирже. «Постепенно все закрутилось» – Сергей Валерьевич, с чего начинался бизнес? До прихода в эту отрасль вы работали во ВНИИнефтемаш – далеко от космоса. – Бизнес Space Adventures начинался практически одновременно в Америке и в России. В США идея организовывать космические тренировки для желающих возникла у моего партнера Эрика Андерса. У меня примерно в то же самое время – в 1998 году, когда в России произошел дефолт, – тоже возникла такая идея. В 1998 году я случайно попал в Центр подготовки космонавтов. – Случайно? – Да. Поехал поплавать с аквалангом. Там у них бассейн 12-метровой глубины. Заодно познакомился с командованием Центра подготовки космонавтов. Через неделю мы с приятелем полетали на самолете на невесомость. Тогда появилась идея организовывать космические тренировки для туристов. С этой идеи все и началось. Мы с Эриком не могли не найти друг друга. И нашли через полгода. Он прислал первых клиентов, которые хотели полетать в невесомости. Постепенно все закрутилось. С конца 1998 года. – Не страшно было начинать бизнес в год дефолта? – Это было отличное решение. В кризисные моменты все и надо начинать. Когда все на спаде, очень хорошо вырываться вперед. В течение двух лет мы отправляли людей в невесомость, вращали клиентов в центрифугах и катали на МиГах. Потом, в 2000 году, у нас появился Деннис Тито. Первый космический турист, который полетел за деньги. – Как выстраивались отношения с американцами? – Компания Space Adventures была зарегистрирована в Вашингтоне. У меня была собственная фирма «Космополис ХХI». В определенный момент мы объединились. – Фактически вы продали свою компанию? – Корректнее было бы сказать, что мы объединились на взаимовыгодной основе. – «Космополис ХХI» полностью принадлежал вам? – Да. – Кто сейчас владеет компанией Space Adventures? – На данный момент это некорректный вопрос. Space Adventures, как частная компания, не раскрывает владельцев. – Это самое интересное. – Для вас это самое интересное, а для меня – некорректный вопрос. Акционеры не давали мне полномочий говорить о них. – Среди них есть известные инвесторы с большими деньгами? – В наблюдательный совет нашей компании входят известные астронавты. – То есть это бизнес профессионалов? В нем нет посторонних? – Конечно, в нем нет посторонних. Это люди, которые понимают, что такое космонавтика. «Из граждан России никто не дошел до конца» – Сколько сотрудников работает в Space Adventures? – В Америке 15 сотрудников и 5 человек в Москве. – Космический туризм приносит деньги? – Space Adventures – рентабельная компания и полноценный бизнес. – Какова прибыль предприятия? – Не знаю. Никогда даже не подсчитывал. – По какой схеме делятся доходы с Роскосмосом? – Это особенности контрактных отношений. Здесь действует соглашение о конфиденциальности. Космонавтика – закрытая отрасль, и иначе пока не может быть. Когда будет создано открытое акционерное общество, тогда я все расскажу. – Такие планы есть? – План – создать компанию –оператора суборбитальных полетов. Но пока это зона частного бизнеса. Создание публичной компании – очень сложный процесс. Иногда просто нецелесообразно его начинать. Мы анализируем ситуацию. – О каком объеме рынка космических перевозок сейчас можно говорить? – Рынок космических перевозок ограничен количеством полетных возможностей, которые мы имеем. А пока мы имеем один полет в год. Дальше идет простая математика. Стоимость одного полета до 2008 года составляет 25 млн долларов. – Сколько стоит подготовка космического туриста? – Вот вы опять… Вообще ничего не стоит. Все у нас бесплатно. – Кто следующий путешественник? – Пока я не могу сказать. Он должен пройти все необходимые процедуры. Это бизнесмен. В своих кругах он известен. Но многим его имя ничего не скажет. Если пройтись по разнообразным рейтингам, то его можно найти. Американец, бизнесмен, мужчина. – К вам есть очередь из желающих полететь? – Количество желающих превышает количество полетных возможностей. – Кто-нибудь из российских бизнесменов собирается в космос? – Многие хотели. Граждане России обращались, говорили о желании лететь. Но ничем это дело не заканчивалось. Они проходили медицинские комиссии, получали допуск до специальных тренировок, но никто не пошел до конца. Я не имею права называть имена людей без их согласия. «100-процентной гарантии в космонавтике нет» – Вы гарантируете клиенту, что он вернется на Землю? – Это космонавтика, так что всегда есть риск. Никто не дает таких гарантий. Но 40-летняя история полетов советских космических кораблей – сама по себе гарантия. Процент катастроф минимален, потому что техника очень надежна. Но 100-процентной гарантии в космонавтике нет. – Страховые суммы очень велики? – Клиенты их определяют самостоятельно, в зависимости от того, во сколько ценят свою жизнь. Есть минимальный уровень страховки, которую клиент обязан оформить. Остальное зависит не от нас. – Цены на полеты будут повышаться? – Будут. Это однозначно. – Что влияет на ценообразование в данном случае? – Рабочая сила дорожает. Растут цены на материалы, из которых строятся космические корабли. Меняется ситуация в России – страна богатеет. Это не может не сказываться на конечной цене космического путешествия. – Космический туризм требует больших инвестиций? – Если говорить о финансовых инвестициях, то нет. Здесь больше нужно время, личные контакты и т. п. Все начиналось не с инвестиций, а с рутинной работы. Приезжали люди. Их надо было встречать-провожать, устраивать. Это было главным. – У вас есть конкуренты? – На рынке орбитальных полетов – нет. В области суборбитальных полетов (3–4 минуты в невесомости. – Ред.) – конечно, есть. По этому рынку проведены исследования, есть конкретные цифры от Harris Interactive. Пока никто суборбитальные полеты не организовывает. Мы только проектируем корабль. – Это очень дорогой проект? – Мы пока находимся на стадии финансового и технического анализа. Не готов назвать точные цифры. Еще никто в мире не строил таких кораблей. Что касается сроков, то проект займет минимум 3–4 года. – Можно ли сделать космический туризм массовым? Какие перспективы у вашего бизнеса? – К массовости космических путешествий мы и стремимся. Орбитальные полеты – это эксклюзивный, редкий товар. А переход к массовости произойдет после создания суборбитальной системы. Стоимость полета будет колебаться от 100 до 200 тыс. долларов. Многие готовы платить такие деньги. Два-три года назад, когда проводилось исследование рынка, 100 тыс. долларов за суборбитальный полет готовы были заплатить порядка 10 тыс. американцев. – У суборбитальных полетов могут быть какие-то функции, кроме развлекательных? – Отрасль начинает развиваться как сфера развлекательных полетов. Потом, наверное, мы будем использовать суборбитальные корабли для тренировки летчиков-космонавтов. – Вы сами готовились к полету как дублер. Не хочется в космос? – Я прошел весь путь подготовки до самой ракеты. Конечно, хочется! страница материала
|