Мечта фантастов, «очеловеченный робот» вскоре может перейти из сферы романов в реальность. Роботы, способные вести беседу и обладающие мимикой, известны давно, но новейшая разработка экспертов по искусственному интеллекту позволит механизмам шутить и реагировать на шутки человека. Однако российские ученые относятся к такой инициативе весьма скептически.
Образ робота, как холодного и бездушного механизма, должен остаться в прошлом. И одним из первых чувств, которое эксперты по искусственному интеллекту намерены привить машине, будет чувство юмора.
Не факт, что у механизма получится остроумно шутить, но смеяться он научится. Первая компьютерная программа, распознающая шутки, уже разработана в Университете Цинциннати (штат Огайо, США), сообщает агентство Франс-пресс.
Создатели программы, специалисты по искусственному интеллекту Джулия Тэйлор и Лоуренс Мазлак уверены, что их разработка поможет сделать роботов более дружелюбными по отношению к людям.
Подобные попытки предпринимались и ранее, но программисты неизбежно сталкивались с тем, что алгоритма в таком вопросе не существует. Благо юмор понятие субъективное, и то, что смешно для одних – другим покажется глупостью или вообще не вызовет эмоций.
Единственным ответвлением юмора, под который все-таки удалось подобрать алгоритм, стала, так называемая, «игра слов». В качестве основы для программы был взят детский словарь, который разработчики разбавили примерами из жизни: как одни и те же выражения могут пониматься человеком в зависимости от контекста.
Теперь, распознавая текст, программа использует это знание для того, чтобы помечать обнаруженную «игру слов» как шутку. Робот, в которого такая программа будет заложена, будет способен рассмеяться к месту или «пошутить» в ответ.
На данном этапе программа понимает только простейшую игру слов. В качестве примера «отличного анекдота» вам может быть выдан примерно такой диалог:
Мать: Молодец, что так много работаешь в саду этим летом.
Сын: Я так делаю, потому что преподаватель в школе велел мне работать летом, чтобы лучше учиться.
Таким образом, до тонкого юмора и злободневной сатиры роботам еще далеко. Сталкиваясь с заданиями чуть посложнее, программа выдает полную бессмыслицу.
Но результатом своей работы, специалисты, тем не менее, остались довольны. На прошлой неделе проект был презентован на конференции американской Ассоциации Искусственного интеллекта в Ванкувере.
Однако российские ученые восторгов своих американских коллег не разделяют. Более того, пребывают в некотором недоумении.
«Юмор не способны воспринимать не только компьютеры, но и многие люди, - заявил заместитель директора Института проблем передачи информации при РАН Владимир Венец в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД. - Я, если честно, не вижу особого смысла в такой программе. Так что пока комментарий отрицательный».
К слову, «заточенные под юмор» программы далеко не ноу-хау. Даже в Рунете существует ряд сайтов, фильтрующих юмор в соответствии со вкусами посетителя.
Алгоритм их достаточно прост: при регистрации на сайте, клиент расписывает свою биографию и отдельные черты характера. После этого ему предлагается поставить оценку ряду анекдотов – «понравилось», «не понравилось», «очень смешно» и так далее.
В дальнейшем программа будет отбирать для клиента анекдоты, исходя из оценок, выставленных им посетителями из аналогичной социальной группы и с похожими вкусами.
Разработана программа там же – в США, но уже в Калифорнийском университете. Для роботов она, разумеется, непригодна. Специалистами в этом вопросе традиционно считаются японцы, продвинувшиеся в деле «очеловечивания» роботов довольно далеко.
Роботы новейших моделей могут не только жестикулировать, двигаться и говорить, но и отвечать на вопросы, а также поддерживать беседу на примитивном уровне.
И все-таки на данном этапе прогресса с компьютерами лучше не шутить. Так несколько лет назад американец по имени Джим Кара в порядке шутки попросил через Интернет присвоить его новому мотоциклу номер «Нет номера».
Компьютер шутки не понял – и через пару недель клиент таки получил бандероль с затребованным номерным знаком. А также – 200 неоплаченных квитанций за неправильную парковку.
На всех этих квитанциях в разделе «номер нарушителя» значилось «нет номера». Компьютер дорожной полиции, перед тем как выдать номер, проверил его по базе, и присвоил всем анонимным нарушителям адрес и имя Джима Кары.