В пятницу состоялась пресс-конференция экс-президента СССР Михаила Горбачева. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС хвалил Владимира Путина, критиковал Александра Солженицына, ругал единороссов, выражал симпатию эсерам. Горбачев проповедует социал-демократию, по-прежнему уверен в правильности перестройки и не берет на себя ответственность за развал Советского Союза.
Пятничная встреча 76-летнего Михаила Горбачева с российскими и зарубежными журналистами не принесла особых сенсаций, хотя и прошла с аншлагом.
|
«На вопрос, готов ли он получить первую американскую медаль «За победу в «холодной войне», Горбачев ответил, что у него «медалей и орденов уже хватает» |
|
Тон разговору попытался задать независимый депутат Госдумы (в прошлом от ЛДПР) Николай Курьянович, который «от имени русских националистов» задал Горбачеву вопрос: почему к нему, человеку, «развалившему великую империю – Советский Союз, и объединившему Германию», хорошо относится Америка и «на чьи деньги экс-президент содержит свой фонд»?
На этот вопрос последний советский лидер не смог ответить ничего, кроме слов: «Я мог бы просто сказать: «заткнись», потому что это был бы самый короткий и адекватный ответ. Но, тем не менее, я всегда вспоминаю, что гласность началась с перестройки и с меня». «Вот такова Дума, с такими людьми, с такими мозгами, с такими взглядами, с такими оценками... Я все время с таким сталкиваюсь», – посетовал Горбачев.
Но дальше беседа приобрела более конструктивный характер. В отличие от депутата, журналисты задавали человеку, которого, по его же словам, американцы по нескольку раз в год приглашают на платные лекции, «чтобы узнать, как миру жить дальше», куда более конкретные вопросы. Экс-президента СССР расспросили о международной обстановке.
В частности, о взаимоотношениях России и Великобритании в свете «дела Литвиненко». По этому поводу Горбачев со знанием дела заявил, что обострение между странами «возникло вроде бы из-за смерти, убийства Литвиненко».
«Так пусть занимаются этим правоохранительные органы. Есть материалы, которые они могут представить для того, чтобы могла включиться наша правоохранительная система, прокуратура. Я думаю, они должны поступить в наше распоряжение… Но его, это дело, пытаются политизировать, значит, тогда я думаю, что кому-то это нужно. Хотят подпортить отношения», – подытожил бывший лидер сверхдержавы.
В любом случае, позицию президента Путина бывший президент Горбачев поддерживает – как во внешней, так и во внутренней политике. В особенности бывшему генсеку импонирует желание Владимира Путина уйти со своего поста в согласии с действующей Конституцией. «Уверен, что место президенту Путину в будущей жизни, несомненно, найдется, и я думаю, что это место будет серьезным. Мне кажется, что вот-вот это прояснится», – успокоил собравшихся Горбачев.
Однако к партии «Единая Россия» последний генеральный секретарь ЦК КПСС относится более чем критично, называя ее «плохой копией» той партии, которую возглавлял он сам. По мнению Горбачева, именно единороссы виноваты в антидемократическом изменении выборного законодательства, а также в том, что его социал-демократическая партия не получила регистрации. В то же время экс-президент СССР отметил, что, как приверженец социал-демократической идеологии, он с особым интересом следит за проектом Сергея Миронова и желает, чтобы эсеры состоялись в качестве политической партии.
В то же время на вопрос о притеснениях оппозиции в лице «Другой России» и лично Гарри Каспарова Горбачев ответил, что сам Каспаров – «чемпион и герой», но его оппозиция «слишком слабенькая» и не имеет поддержки в народе. Тем не менее, экс-генсек осудил некоторые действия властей в отношении «маршей несогласных». «Я думаю, здесь пересол был с обеих сторон», – подчеркнул Горбачев.
В завершение пресс-конференции первый и последний президент СССР в ответ на вопрос, готов ли он получить первую американскую медаль «За победу в «холодной войне», учредить которую на днях предложила группа сенаторов во главе с Хилари Клинтон, отметил, что у него «медалей и орденов уже хватает».
При этом Горбачев подчеркнул, что «все мы проиграли в «холодной войне», и все выиграли оттого, что она закончилась. Проиграли мы и, прежде всего, американцы. По 10 триллионов израсходовали на гонку вооружений». Кроме того, он отметил, что без инициативы Советского Союза «холодную войну» не удалось бы завершить.
В заслугу себе Горбачев ставит не только окончание «холодной войны», но и реабилитацию жертв политических репрессий советского времени, заметив при этом, что данный процесс пока не завершен.
В ответ же на жесткую критику Александром Солженицыным периода горбачевского правления экс-президент СССР не нашел других слов, кроме как «у него, наверное, какой-то камень».
Выразив свое уважение к писателю, Горбачев, тем не менее, подверг критике выступления Солженицына, который без той «демократизации», которую начал последний генсек КПСС, «продолжал бы рубить дрова в своем Вермонте».
И вообще, в целом Горбачев не считает, что ему сейчас стоит в чем-либо раскаиваться. По его мнению, за период своего правления он фактически все сделал правильно, и, если бы не его реформы, то сейчас не было бы ничего: «ни свободы СМИ, ни Интернета».