| Лента новостей | Регистрация | Вход

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вторник
2024.Май.07
05:58
 
Где то тут ходит:
Последние новости узнает Ананимус-Вегитарианус
Главная » 2007 » Август » 12 » 95 лет со дня рождения и 15 лет со дня смерти американского композитора Джона Кейджа
95 лет со дня рождения и 15 лет со дня смерти американского композитора Джона Кейджа
22:34

Кейдж принадлежит к тем немногим универсальным деятелям культуры, чье творчество повлияло на все искусство XX века. Его музыкальные эксперименты перешагивали академические границы и задавали новый вектор философским, живописным и театральным изысканиям.

Гвозди и ластики

 

Революционность Кейджа, как и многих новаторов, связана с ощущением исчерпанности традиционных приемов. Это ощущается многими, но свою дорогу находят единицы. Прежде чем разочароваться в ограничениях, традиционно предусмотренных западной тональной системой, Кейдж прилежно брал уроки музыки и композиции, заодно изучал архитектуру в Европе и в Америке.

 

 

Одним из его учителей был знаменитый композитор Арнольд Шенберг. Между ними однажды состоялся характерный диалог: «Для того чтобы писать музыку, необходимо чувствовать гармонию», – говорил Шенберг ученику. Кейдж сказал, что не чувствует гармонии. «Тогда, – предупредил Шенберг, – вы всегда будете сталкиваться с препятствиями в своем творчестве, как если бы перед вами была стена, которую нельзя обойти». Кейдж ответил: «В таком случае я посвящу свою жизнь тому, что буду биться головой об эту стену».

 

«Кейдж – не композитор, – вспоминал впоследствии Шенберг, – скорее, изобретатель. Но гениальный». Это характерное признание модерниста, который не может принять авангард. Кейдж не хотел реформировать музыку, обновлять ее, как модернисты, даже за счет революционных звучаний. Кейджа интересовал подход к самой сути искусства, его метауровень.

 

До войны Кейдж преподавал и читал лекции по экспериментальной музыке в институте дизайна. В 1942 году он переезжает в Нью-Йорк, где тесно сотрудничает с известными арт-деятелями Питом Мондрианом, Марселем Дюшаном и Андре Бретоном.

 

Взаимовлияние этих мастеров очевидно. Не менее значительным было и знакомство с восточными философиями и практиками. Кейдж проникается идеями Книги перемен, личностью Рамакришны и дзен-буддизмом, который в то время успешно пропагандирует на Западе Судзуки.

 

В немалой степени повлияли на Кейджа и труды немецкого мистика Мейстера Экхарта, который много писал о божественном молчании (не путать с «молчанием Бога» в фильмах Бергмана, там речь идет о богооставленности). Под этим понималась необходимость дословесного опыта приближения к божеству, напряженное и ответственное вслушивание в молчание, в котором может возникнуть Слово. В случае Кейджа – Звук.

 

Кейдж подверг переосмыслению саму природу музыкального звука. В его мире таковым являются звуки, которые издают предметы повседневного окружения, или «обработанные» звуки, или звуки, извлекаемые путем необычного их возникновения, – погруженный в воду гонг, например. Обновил Кейдж и арсенал пианиста, включив в него положенные в рояль гвозди и гайки, или, наоборот, фетровую материю, или ластики. Это новшество назвалось «подготовленным» фортепиано и стало настолько популярным, что в музыкальных магазинах теперь продают специальные наборы для извлечения необычных звуков из обычного инструмента.

 

273 секунды = абсолютный нуль?

 

Вторая особенность музыкальной вселенной Кейджа – алеаторика, использование случайных элементов. Во многом это идет от гадательных практик по Книге перемен, когда произвольно выпавший набор черточек истолковывается определенным образом. Присутствие случайных элементов в музыке было и до Кейджа, но именно он сделал его регулярным, возведя на уровень принципа композиции.
 
Непосвященному слушателю все это, несомненно, казалось клоунадой и профанацией. Как и квадрат Малевича или писсуар Дюшана. Элемент эпатажа, разумеется, присутствовал и у Кейджа, но он не был самоценным, как у многих авангардистов. Кейдж говорил, что его цель – дать опыт, который позволит прикоснуться к той жизни, в которой мы живем, что его творчество – бесцельная игра, направленная на достижение «чистого» состояния. В этом состоянии нет разобщенности слуха и разума, в нем шум становится звуком, потому что его можно воспринимать непосредственно, без привычной культурной конвенции, связанной с «музыкальными» звуками.

 

Самое известное его произведение – «4`33``» (4 минуты и 33 секунды, время «звучания») имеет отношение не только к музыке, но и к основам искусства. Это пьеса без звуков. Критики усматривали в «4`33``» воплощение абсолютного ничто, смерти искусства, соотнося длительность произведения – 273 секунды – с температурой абсолютного нуля по Цельсию.

 

Но существует и другая трактовка. Это полное отсутствие звука, но это не тишина. Исполнять его следует в абсолютно звуконепроницаемом помещении, но на любом концерте обязательно будут присутствовать звуки, так или иначе исходящие из зала, звуки среды, в которой находится это необычное произведение.

 

Кейдж рассказывал, что его натолкнуло на сочинение «4`33``» посещение звукоизолированной комнаты в колледже Блэк-Маунтин. Звуки все равно были, говорил он, я слышал высокий звук – как мне объяснили, это было связано с деятельностью моей нервной системы и низкий звук – циркуляцию крови. Я понял, говорил музыкант, что абсолютное молчание невозможно.

 

 

Второй источник «4`33``» – выставка «белых» рисунков Раушенберга. Но эти листы ведь тоже не были абсолютно пустыми и белыми – они изменяли насыщенность в зависимости от освещения и на них отражались тени проходящих людей.

 

Творчество Кейджа очень прихотливо и разнообразно, это и танцевальная музыка, не связанная с хореографией, и своеобразные хеппенинги, сочетающие зрелище и музыку со спонтанными движениями участников,

и последовательное использование алеаторики. Самое известное произведение подобного рода – «Воображаемый ландшафт № 4» для 12 радиоприемников, которые настраиваются на волну произвольно, столь же случайным является длительность звучания и громкость.

 

Литературное творчество Кейджа столь же причудливо, его лекции имеют рефрены, звучащие как формулы на сеансах психотерапии. Даже запись музыкальных произведений особенная – ее издают в качестве литографий.

 

Кейдж – это всегда равнодушие к образцам и устремление к новому. Даже в Эрмитаже он остался безразличен к полотнам, казалось бы, близких ему живописцев начала XX века, но остался в восторге от пустых рам и ящиков с огнетушителями, похвалив хорошее собрание произведений Марселя Дюшана.
 
Категория: Новости | Просмотров: 490 | Добавил: PussyCat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разделы Ленты Новостей
Новости [875]
Новости России и мира по материалам интернет газеты "Взгляд". С этого портала берутся новости для ОРТ, РТР и ТВ Центр.
Форма входа
Календарь Новостей
«  Август 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск по Ленте Новостей
LIVEJOURNAL
Наш опрос
Мой сотовый оператор...
1. Мегафон
2. МТС
3. БиЛайн
4. Другой (Европа)
5. Ваще другой
6. Другой (Сибирь-Дальний восток)
7. Другой (Северо-запад)
8. Другой (Ближний восток)
9. Нет телефона (и оператора)
10. Другой (Центральная часть)
11. Другой (Запад)
12. Другой (Юг)
Всего ответов: 98
Статистика
Rambler's Top100
Рекламный блок

SOLOVEY © 2006-2007

Сайт управляется системой uCoz